Комитет криминальной полиции Управление по борьбе с экстремизмом

 

  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 для руководителей и персонала объектов, уязвимых в террористическом отношении, по вопросам организации работы по обеспечению их антитеррористической защищенности

 

г. Астана

2014

 

 

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 106 Плана мероприятий по реализации Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы.

В методических рекомендациях приведены общие подходы к организации работы по обеспечению антитеррористической защиты объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении 

Цель данных рекомендаций – оказание помощи руководителям объектов в организации профилактических мероприятий и действий в чрезвычайных ситуациях, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, минимизации последствий возможных террористических актов, а также для обеспечения условий, способствующих расследованию правоохранительными органами последствий преступных акций.

При разработке методических рекомендаций использованы материалы из методических рекомендаций «Предупреждение террористических угроз на объектах, уязвимых в террористическом отношении», разработанных Антитеррористическом центром Республики Казахстан и Научно-исследовательским институтом КНБ Республики Казахстан.

Введение

8 января 2013 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму», предусматривающий меры по усилению защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении (далее – объекты УТО).

Законодательно определено понятие объектов УТО.

Статья 1 Закона «О противодействии терроризму»

Объекты, уязвимые в террористическом отношении – особо важные государственные, стратегические объекты и объекты отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, опасные производственные объекты, объекты массового скопления людей, перечни которых и соответствующие требования, предъявляемые к ним, определяются Правительством Республики Казахстан.

Введены нормы обязывающие руководителей этих объектов реализовывать меры по обеспечению соответствующего пропускного режима, оснащению современным инженерно-техническим охранным оборудованием, при содействии заинтересованных государственных органов проведению профилактических и учебных мероприятий, в том числе по ликвидации угроз техногенного характера.

Статья 10-3 Закона «О противодействии терроризму»

Обязанности руководителей или иных должностных лиц объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности.

  1. Руководители или иные должностные лица объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности, с целью предупреждения террористической деятельности, а также антитеррористической защиты объектов и соблюдения должного уровня их безопасности обязаны реализовывать мероприятия по:

1) обеспечению соответствующего пропускного режима, оснащению объектов современным инженерно-техническим охранным оборудованием в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
      2) разработке на основе типового паспорта – паспорта антитеррористической защищенности вверенных им объектов;
         3) проведению профилактических и учебных мероприятий по обучению персонала технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств;

4) планированию и отработке совместных действий с заинтересованными государственными органами и организациями по ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;

5) организации защиты информационных сетей объекта, обеспечения информационной безопасности.

В случае совершения акта терроризма руководители и (или) сотрудники объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности, обязаны незамедлительно информировать органы национальной безопасности или органы внутренних дел Республики Казахстан о совершенном акте терроризма и обеспечить эвакуацию персонала.

  1. В целях реализации соответствующих мероприятий руководители или иные должностные лица объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности, обязаны предусматривать необходимое финансирование.
  2. Невыполнение руководителями или иными должностными лицами объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности, указанных обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

Внесены дополнения в статью 135-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в части установления ответственности  руководителя объекта, уязвимого в террористическом отношении, независимо от формы собственности, обязанностей по обеспечению антитеррористической защиты и соблюдению должного уровня безопасности вверенного ему объекта.

Статья 135-1 Кодекса об административных правонарушениях

«Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение руководителем или иным должностным лицом объекта, уязвимого в террористическом отношении, независимо от формы собственности, обязанностей по обеспечению антитеррористической защиты и соблюдению должного уровня безопасности вверенного ему объекта»

  1. Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение руководителем или иным должностным лицом объекта, уязвимого в террористическом отношении, независимо от формы собственности, обязанностей по обеспечению антитеррористической защиты и соблюдению должного уровня безопасности вверенного ему объекта, если эти деяния не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, –  влекут штраф в размере от пяти до десяти месячных расчетных показателей.
  2. Действия (бездействие), предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф в размере от десяти до тридцати месячных расчетных показателей.

В рамках реализации Закона от 8 января 2013 года разработаны и утверждены постановления Правительства Республики Казахстан:

- «Об утверждении Перечня объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении» от 28 августа 2013 года №876.

- «Об утверждении Типового паспорта антитеррористической защищенности объектов,  уязвимых в террористическом отношении» от 13 ноября 2013 года №1217.

Примечание: Методические рекомендации по составлению паспорта антитеррористической защищенности объектов,  уязвимых в террористическом отношении, будут разработаны и направлены для руководителей объектов УТО после утверждения постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении требований к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении» (на стадии принятия).

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.08.2013 года №876 утвержден Перечень объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении.

 

Перечень объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении

№ п/п

Наименование объектов

1

2

1. Особо важные государственные объекты

1

Административные здания и объекты центральных исполнительных государственных органов, специальных, правоохранительных органов, их структурных и территориальных подразделений, местных представительных и исполнительных органов

2

Объекты Национального Банка Республики Казахстан, его филиалы и хранилища

2. Стратегические объекты

3

Объекты Республики Казахстан, охраняемые Службой охраны Президента и Республиканской гвардией Республики Казахстан совместно с подразделениями органов внутренних дел, включенные в перечень, утверждаемый Президентом Республики Казахстан, а также объекты, имеющие важное государственное значение

4

Воинские части Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований

5

Объекты с государственными материальными резервами (склады по хранению медицинских препаратов, горюче-смазочных материалов, продовольственные и вещевые склады)

6

Государственная организация по проведению стационарной судебно-психиатрической экспертизы и исследования лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений

7

Объекты космической инфраструктуры

8

Объекты жизнеобеспечения, в том числе в сфере:

теплоснабжения – теплоэлектроцентрали (свыше 50 Гкал);

питьевого водоснабжения – водозаборные сооружения

9

Объекты, связанные с добычей и переработкой топливно-энергетических полезных ископаемых, объекты химической промышленности

10

Объекты водного хозяйства (гидротехнические сооружения: гидроузлы, шлюзы, плотины; водохранилища, используемые для управления водными ресурсами)

11

Объекты связи, теле- и радиовещания республиканского значения

3. Опасные производственные объекты

12

Объекты государственных организаций и учреждений по разработке, производству, испытанию, исследованию и хранению особо опасных, бактериологических, биологических, химических, наркотических средств и прекурсоров

13

Объекты юридических лиц по хранению взрывчатых и ядовитых веществ

14

Объекты использования атомной энергии

4. Объекты массового скопления людей

15

Торговые объекты торговой площадью от 500 квадратных метров и более

16

Объекты общественного питания на 100 и более посадочных мест

17

Концертные залы, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

18

Спортивные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

19

Развлекательные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

20

Транспортные сооружения (вокзалы, станции, порты, аэродромы, аэропорты), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

21

Иные публичные сооружения (культовые здания (сооружения), объекты  государственных органов и подведомственных организаций, физических и юридических лиц, оказывающих государственные услуги, почтовой сети и обслуживания пользователей услуг связи с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек)

22

Организации образования, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

23

Организации здравоохранения, включая прилегающую к ним открытую территорию,   предназначенные   или   подготовленные   для    массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

 

24

Места размещения туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания туристов и их обслуживания), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

В целях выстраивания единых подходов реализации вновь принятых нормативных правовых актов, с целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта на объектах УТО рекомендуется реализовать следующие меры:

Организационные мероприятия:

  1. Руководителям объектов УТО создать специальные рабочие комиссии по вопросам организации антитеррористической защиты вверенного объекта.

Состав комиссии объекта назначается приказом руководителя учреждения, организации.

В состав комиссии включаются: заместители руководителя учреждения, организации (заместитель директора) по безопасности, руководители служб безопасности (охраны), ведущие специалисты по энерго-, тепло-, водоснабжению (механик, энергетик и т.д.) и другие лица по усмотрению руководителя. Один из членов комиссии назначается секретарем комиссии и отвечает за ведение документации комиссии.

Работа комиссии может осуществляется на основании Положения, которое утверждается руководителями учреждения и определяет функции и задачи комиссии.

  1. Разработать Типовую инструкцию для персонала объекта УТО при возникновении угрозы совершения террористического акта и иных чрезвычайных ситуаций (приложение № 1 к методическим рекомендациям).

  Практические мероприятия:

Осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защиты руководителем объектов УТО включает следующее:

  1. Общие положения
    • Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты объекта несет его руководитель.
    • Субъекты, осуществляющие охранную деятельность, несут ответственность согласно договору, связанному с охраной объекта.
    • Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направлен­ных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения акта терроризма, других противо­правных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
    • Охрана объектов может осуществляться специализированными охранными подразделениями органов внутренних дел Республики Казахстан, частными охранными организациями, частными охранни­ками, охранными подразделениями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведомственными охранными подразделениями госу­дарственных органов (далее - службы безопасности).
    • Лица, имеющие непосредственный доступ к организации сис­темы охраны, предупреждаются администрацией объекта о недопусти­мости разглашения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования техническими средствами охраны (далее - ТСО).
  2. Руководитель объекта обязан:
    • организовать охрану объекта и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укреплен­ности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации и вы­полнение сторонами обязанностей по договору;
    • проводить совместно с руководителем службы безопасности (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны объекта с определением уязвимых мест.
    • организовать разработку планов обеспечения безопасности объек­та (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны);
    • обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функцио­нирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования;
    • организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;
    • обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО;
    • совместно с должностными лицами подразделения охраны органи­зовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопас­ности и персонала объекта действиям при возникновении угроз терро­ристического характера и чрезвычайных ситуаций;
    • проводить совместно с руководителем службы безопасности (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за без­опасность) тренировки с сотрудниками охранных структур для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых меро­приятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрыв­ных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.
  3. Организация службы по охране объектов УТО
    • Субъекты, осуществляющие охранную деятельность, в соответ­ствии с условиями договора обеспечивают:
    • пропускной и внутриобъектовый режимы, взаимодействие со службой безопасности объекта, администрацией;
    • охрану объекта или отдельных его помещений, материальных цен­ностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дис­локации, контроль за действиями персонала, посетителей (покупателей, учащихся, отдыхающих, пациентов и т.п.), охрану общественного поряд­ка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулиро­вания в рамках своей компетенции;
    • реагирование на сигналы срабатывания средств охранно-пожарной сигнализации и тревожной сигнализации;
    • пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект;
    • участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие совершения актов терроризма.
    • Сотрудники службы безопасности выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы осуществляющей охрану объекта.

Применение оружия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

  • Ответственными лицами подразделения службы безопасности проверяется готовность наряда перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже службы безопас­ности могут принимать участие руководители объектов, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) специализированной охраны при территориальных органах внутренних дел.
  1. Наличие разработанной документации

В целях организации надежной антитеррористической защиты объекта рекомендуется иметь следующие документы:

  • наличие приказов по организации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной и промышленной безопасности объекта, определяющих ее состав и задачи при выполнении предупреждающих мероприятий;
  • наличие распорядительных документов по определению ответст­венного должностного лица за обеспечение безопасности объекта, и утвержденного порядка действий руководства объекта и субъекта охранной деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций;
  • сведения о системе контроля за соблюдением требований аварий­ной безопасности;
  • сведения о проведении инструкций о действиях сотрудников объекта и субъектов охранной деятельности при выявлении вызывающих опасность предметов, возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сведения о мероприятиях по обучению персонала способам защи­ты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • наличие памяток для персонала, посетителей и арендаторов (на объектах массового скопления людей) по действиям в период чрезвы­чайных ситуаций с указанием телефонов органов МВД, МЧС, КНБ, в том числе аналогичных памяток на информационных стендах;
  • наличие утвержденных схем эвакуации населения и информационных указателей эвакуации.

Меры инженерно-технической укрепленности объекта

Инженерно-техническая укрепленность объекта - это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необхо­димое противодействие несанкционированному проникновению (слу­чайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.

Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террорис­тического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в соче­тании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревож­ной сигнализации.

В целесообразных случаях для усиления защиты объекта и опера­тивного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного видеонаблюдения и оповещения.

В обоснованных случаях допускается для защиты отдельных конструктивных элементов объекта и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного видеонаблюде­ния, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.

Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение объекта системой пожарной сигнализацией, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами в облас­ти пожарной безопасности.

Пожарная сигнализация при наличии технической возможности под­ключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.

  • Ограждение периметра, отдельных участков территории объекта.
    • Ограждение должно исключать случайный вход (проход) людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).
    • На объектах, к которым предъявляются требования о запрете несанкционированного проникновения, должно устанавливаться дополнительное ограждение для усиления основного ограждения территории объектов.
    • Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямо­линейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.

К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. На последних, если это одноэтажное здание, следует также устанавливать дополнительное ограждение.

Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других поврежде­ний, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.

  • Выбор конструкций и материалов основного ограждения объек­та, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта, произво­дится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).
  • Ворота, калитки
    • Ворота устанавливаются на автомобильных и железнодорож­ных въездах на территорию объекта. По периметру территории охра­няемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.

На отдельных участках периметра объектов и с внешней стороны ворот на объектах (в соответствии с ведомственными требованиями) следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а на особо важных объектах - противотаранные устройства, либо использовать шлюзовую систему ворот.

  • Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.

Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания.

Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).

  • При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота (запасные или аварийные) со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки.

Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.

  • Контрольно-пропускной пункт
    • Объект, на котором установлен пропускной режим, должен оборудоваться КПП для прохода людей и проезда транспорта.

Осмотр автотранспорта на КПП рекомендуется осуществлять с использованием смотровых площадок, эстакад.

  • Для пропуска на объект сотрудников и посетителей КПП обо­рудуется турникетами. В случае, если рядом с КПП отсутствуют въездные ворота, конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.
  • Устройства управления механизмами открывания, прохода/ проезда, охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исклю­чаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.
  • Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями. Для контроля в неурочное время подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками и «глазками», целесообразно также использовать средства видео­наблюдения и переговорное устройство.
  • Места несения службы охранниками оборудуются индивидуальными средствами защиты с целью воспрепятствования проникно­вению преступников, обеспечения личной защищенности охраны и воз­можности принятия мер противодействия.
  • В зависимости от категории объекта на КПП рекомендуется предусмотреть:
  • помещение для хранения и оформления пропусков (карточек);
  • камеру хранения личных вещей персонала и посетителей объекта;
  • комнату досмотра;
  • помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.
    • Дверные конструкции
      • Входные двери объектов должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта.

Входные наружные двери, по возможности, должны открываться наружу.

Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.

  • Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов на объект, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудо­вать дополнительной запирающейся дверью.

При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.

  • Оконные конструкции
    • Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех поме­щениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях обо­рудованы ТСО.
    • При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструк­цию.

Решетки должны обеспечивать как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремаль­ных ситуациях.

При установке защитного остекления всех классов - решетки, став­ни, жалюзи и др. силовые элементы на окна могут не устанавливаться.

  • Другие технологические каналы

Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогич­ными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечаты­ваться должностными лицами, определенными администрацией объекта.

  1. Оборудование объекта техническими средствами охран­ной и тревожной сигнализации
    • Защита периметра территории и открытых площадок
      • Технические средства периметральной охранной сигнализации должны выбираться в зависимости от вида предполагаемой угрозы объекту, требований к уровню его защищенности, помеховой обстанов­ки, рельефа местности, протяженности и технической укрепленности периметра, типа ограждения, наличия дорог вдоль периметра, зоны отторжения, её ширины.
      • Охранная сигнализация периметра объекта проектируется, как правило, однорубежной.

В целесообразных случаях для усиления охраны, определения направления движения нарушителя, блокировки уязвимых мест следует применять многорубежную охрану.

  • Технические средства охранной сигнализации периметра могут размещаться на ограждении, зданиях, строениях, сооружениях или в зоне отторжения. Охранные извещатели должны устанавливаться на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутст­вие колебаний, вибраций.
  • Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра, должно иметь защиту от вскрытия.
  • Защита здания, помещений
    • Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т. д.), через которые возможно несанк­ционированное проникновение в помещения объекта.
    • Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанав­ливаться скрытно или маскироваться.
  • Защита персонала и посетителей объекта
    • Для оперативной передачи сообщений на центральный пункт охраны или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных дейст­виях в отношении персонала или посетителей объект должен оборудовать­ся устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопка­ми, радиокнопками, радиобрелками, мобильными телефонными системами, педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами.

Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения».

Ручные и ножные устройства ТС должны размещаться в местах, незаметных для посетителей.

  1. Устройства ТС на объекте рекомендуется устанавливать:
  • на постах и в помещениях охраны, расположенных в здании, строении, сооружении и на охраняемой территории;
  • у центрального входа и запасных выходах в здание;
  • на охраняемой территории у центрального входа (въезда) и запас­ных выходах (выездах);
  • в кабинетах руководства организации;
  • в других местах по указанию руководителя (собственника) объекта или по рекомендации сотрудника охраны.
  1. Применение систем охранного видеонаблюдения
    • Системы охранного видеонаблюдения (СОВ) должны обеспечи­вать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта в помещение охраны. Применение охранного видеонаблюдения позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, определить оптимальные меры про­тиводействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутрен­них дел.
    • На объекте камерами видеонаблюдения следует оборудовать:
  • периметр территории;
  • КПП;
  • главный и служебные входы;
  • другие помещения по усмотрению руководства (собственника) объекта или по рекомендации подразделения охраны.
    • В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности камерами видеонаблюдения, объект (зона объекта) должен оборудоваться охранным освещением видимого или инфракрасного диапазона. Зоны охранного освещения должны совпа­дать с зоной обзора камерами видеонаблюдения. При использовании СОВ цветного изображения применение инфракрасного освещения не­допустимо. Кроме того, СОВ цветного изображения не рекомендуется применять на периметре территории.

Для записи видеоизображений могут применяться видеонакопители.

  1. Создание системы оповещения
    • Система оповещения на охраняемом объекте и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, акте терроризма) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем объекта.
    • Оповещение людей, находящихся на объекте, должно осуществ­ляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:
  • подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребы­ванием людей;
  • трансляцию речевой информации о характере опасности, необхо­димости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обес­печение безопасности.
    • Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:
  • включением аварийного освещения;
  • передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эва­куации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и других местах);
  • включением световых указателей направления и путей эвакуации;
  • дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуацион­ных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
    • Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечи­вать необходимую слышимость во всех местах постоянного или вре­менного пребывания людей.
    • На охраняемой территории следует применять рупорные громко­говорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.
    • Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъем­ных соединений.
    • Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допус­кается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.
    • Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.
  1. Оборудование объекта системой охранного освещения
    • Периметр территории, здания охраняемого объекта должен быть оборудован системой охранного освещения согласно ГОСТу, предус­мотренного для этого объекта.
    • Охранное освещение должно обеспечивать необходимые усло­вия видимости ограждения территории, периметра здания, зоны оттор­жения, тропы наряда (путей обхода).
    • В состав охранного освещения должны входить:
  • осветительные приборы;
  • кабельные и проводные сети;
  • аппаратура управления.
    • В ночное время охранное освещение должно постоянно рабо­тать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой види­мости и в дневное.
    • Сеть охранного освещения по периметру объекта и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разде­ляться на самостоятельные участки.

Для конкретизации использования данных методических рекоменда­ций целесообразно условно выделять следующие типовые ситуации:

  • обострение криминогенной обстановки в регионе или городе в связи с неблагоприятными процессами, продолжающимися военными конфликтами в близ­лежащих государствах, высказываниями террористами угроз в СМИ;
  • обнаружение персоналом объекта предмета с явными признаками ВУ или иного взрывоопасного предмета, способного причинить смерть, серьезные увечья людям или существенный материальный ущерб объекту;
  • обнаружение подозрительных предметов, требующих специальной проверки в целях установления их реальной взрывной, радиационной, химической и биологической опасности (предметов, имитирующих ВВ и ВУ, радиационно-опасных предметов, сильнодействующих и ядовитых веществ, животных, инфицированных возбудителями особо опасных инфекций);
  • совершение акта терроризма (или диверсии) способом взрыва, повлекший за собой человеческие жертвы, уничтожение и повреждение материальных ценностей, панику, серьезные убытки в бизнесе, длитель­ное отключение электроэнергии, тепла, газа;
  • получение руководителем или служащими объекта конкретных угроз террористического характера по телефону, в виде анонимных писем или по иным средствам коммуникации;
  • совершение актов терроризма путем захвата и удержания залож­ников на территории или в помещениях объекта;
  • взаимодействие с правоохранительными органами и другими ведомствами и организациями, прибывшими на объект по факту происшествия террористической или диверсионной окраски;
  • восстановление нормального режима работы объекта, ликвидация последствий происшествия, устранение причин и условий, способство­вавших совершению акта терроризма и возникновению чрезвычайной ситуации.

По статистике первыми чаще всего обнаруживают взрывные устройства или подозрительные предметы рядовые сотрудники объекта УТО (уборщики, ремонтники, сотрудники технических служб, продавцы и т.д.). В этой связи, руководству администрации объекта УТО необхо­димо выстраивать отношения с персоналом так, чтобы они в макси­мальной степени содействовали в предотвращении актов терроризма, и проводить соответствующую работу со своим персоналом путём ознакомления с инструкциями (памятками), проведением регулярных инструктажей, учений и т. п.

Основными формами антитеррористического обучения являются лекции и семинары, индивидуальная подготовка и общие антитеррорис- тические учения персонала.

Следует также организовывать и совместные антитеррористические учения персонала объектов с правоохранительными органами, что поз­волит отладить взаимодействие с правоохранительными органами, глуб­же понять роль и место объектовых профилактических мероприятий в общей системе профилактических мер в противодействии терроризму.

Одно из основных условий эффективности разрабатываемых меро­приятий - поддержание системы антитеррористической защиты в постоянной готовности. Систематически следует проводить ввод­ный инструктаж при приеме сотрудника на работу, повышении по службе, плановые занятия по подразделениям, внутренние учения для всего персонала и т. д.

Приложение № 1

К методическим рекомендациям для руководителей и персонала объектов, уязвимых в террористическом отношении, по вопросам организации работы по обеспечению их антитеррористической защищенности

 

Типовая инструкция

для руководителей и персонала объекта, уязвимого в террористическом отношении при возникновении угрозы совершения террористического акта или иных противоправных действий

Руководители и персонал объекта с массовым пребыванием граждан обязаны:

  1. При обнаружении постороннего подозрительного предмета, похожего на взрывное устройство.
  • по указанию руководителя или самостоятельно сообщить по телефону «102» - в дежурную часть ОВД (полицию), «112» - в службу спасения о случившемся с указанием наименования объекта, его адреса, времени обнаружения предмета;
  • до прибытия правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб принять меры к оповещению и эвакуации персонала и посетителей, оградить и перекрыть доступ к месту обнаружения подозрительного предмета.

Категорически запрещается прикасаться к подозрительному предмету, самостоятельно вскрывать, перемещать и накрывать его чем-либо, а также пользоваться вблизи предмета средствами радио и сотовой связи;

Помните! Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.

  • закрыть помещения, в которых находятся материальные ценности и документы, в случае необходимости принять меры к их эвакуации;
  • по прибытии представителей правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб проинформировать их о ситуации, обеспечить возможность доступа к месту обнаружения подозрительного предмета, в дальнейшем действовать по их указаниям;
  • получив информацию о возможности возобновления дальнейшей работы объекта, продолжать выполнять свои служебные обязанности.
  1. При получении по телефону сообщения об угрозе минирования объекта.
  • при наличии на Вашем телефонном аппарате автомата определения номера - запишите определившийся номер в тетрадь;
  • при наличии функции автоматического ответчика активизировать ее и попытаться зафиксировать весь ход разговора;
  • если указанные функции отсутствуют, постараться дословно запомнить разговор, по возможности записать его содержание на бумаге;
  • по ходу разговора отметьте пол, возраст, особенности речи звонившего (голос, темп речи, произношение, манера речи и т.д.);
  • отметьте звуковой фон (шум, звуки, голоса);
  • отметьте характер звонка (городской или междугородний);
  • зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность;
  • по указанию руководителя или самостоятельно сообщить по телефону «102» - в дежурную часть ОВД (полицию), «112» - в службу спасения о случившемся с указанием наименования объекта, его адреса, времени обнаружения предмета;
  • до прибытия представителей правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб примите меры к оповещению персонала и посетителей объекта с целью их последующей эвакуации;
  • закройте помещения, в которых находятся материальные ценности и документы, в случае необходимости принять меры              к их эвакуации;
  • по прибытии представителей правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб проинформируйте их о ситуации, обеспечьте возможность доступа на территорию и в помещения объекта, в дальнейшем действуйте по их указаниям;
  • получив информацию о возможности возобновления дальнейшей работы, продолжайте выполнять свои служебные обязанности.

  Учитывая, что в настоящее время телефон часто используется для сообщения сведений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже, не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала!

По возможности, необходимо оснастить телефоны учреждения, указанные в официальных справочниках, автоматическими определителями номера и записывающей аппаратурой.

  1. При поступлении угрозы в письменной форме

Угрозы в письменной форме могут поступить в учреждение как по почте, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация на дискете и т.д.).

После получения материала угрожающего характера необходимо ограничить круг лиц, знакомившихся с содержанием документа, а также принять меры к его сохранению и своевременной передаче в правоохранительные органы.

В этих целях:

  • с полученным материалом необходимо обращаться с максимальной осторожностью, по возможности, упаковать его в чистый, плотно закрывающийся полиэтиленовый пакет и поместить в плотную папку;
  • стараться не оставлять на документе отпечатков своих пальцев;
  • если документ поступил в конверте, его вскрытие производить только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки конверта ножницами;
  • сохраняйте все поступившие материалы: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку;
  • поступившие материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них нельзя ставить регистрационные штампы, делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.
  1. При совершении террористического акта на объекте

4.1. При подрыве взрывного устройства:

  • незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы, подразделения МЧС, администрацию района, вызовите скорую помощь;
  • примите меры к спасению людей, удалению их из опасной зоны, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в лечебные учреждения;
  • не допускайте посторонних лиц к месту происшествия;
  • в случае обнаружения предметов, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, примите меры к оцеплению опасной зоны на расстоянии, исключающем возможность поражения людей, недопущению в указанную зону посторонних лиц и транспорта;
  • по прибытии представителей правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб проинформируйте их о складывающейся ситуации, обеспечьте возможность доступа к месту происшествия, в дальнейшем действуйте по их указаниям.

4.2. При захвате заложников:

  • о сложившейся ситуации незамедлительно сообщите в правоохранительные органы;
  • примите меры к удалению людей из опасной зоны, оказанию помощи в случае необходимости пострадавшим и в случае необходимости направлению их в лечебные учреждения;
  • не вступайте в переговоры с террористами по собственной инициативе;
  • примите меры к беспрепятственному проходу (проезду)             на объект сотрудников правоохранительных органов, спасательных служб, автомашин медицинской помощи;
  • по прибытии сотрудников правоохранительных органов окажите помощь в получении интересующей их информации;
  • при необходимости выполняйте требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречьте преступникам, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной;
  • не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападавших к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

4.2.1. Если вы сами стали заложником:

  • с момента захвата необходимо контролировать свои действия и фиксировать все, что может способствовать освобождению;
  • очень важно быстро справиться со своими эмоциями, чтобы вести себя рационально, увеличивая шанс своего спасения;
  • не рискуйте своей жизнью и жизнью окружающих, выполняйте требования преступников, не возражайте им, не допускайте истерики и паники;
  • не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия;
  • если вы ранены, обратитесь за помощью к окружающим или сами постарайтесь остановить кровотечение, сделав перевязку;
  • окажите помощь тем, кто находится рядом и нуждается в этом.
  • в случае стрельбы сразу же лягте и осмотритесь, выберите ближайшее укрытие и проберитесь к нему, не поднимаясь в полный рост. Укрытием могут служить выступы зданий, памятники, бетонные столбы, бордюры, канавы и т.д;
  • примите меры по спасению детей, при необходимости прикройте их своим телом;
  • необходимо также наблюдать за поведением преступников, внимательно слушать разговоры между собой, запоминать распределение ролей;
  • в тех случаях, когда место содержания заложника и нахождения преступников установлено, спецслужбы стремятся использовать имеющиеся у них технические средства для прослушивания разговоров, ведущихся в помещении. Помните об этом и в разговоре с бандитами или с другими заложниками сообщайте информацию, которая, будучи перехвачена, может быть использована для подготовки штурма. Особенно важны сведения о ярких и броских приметах, по которым можно отличить заложника от преступника, о вооружении бандитов, об их количестве, расположении внутри помещения, их моральном состоянии и намерениях.      

4.2.2. Во время проведения спецслужбами операции по освобождению заложников неукоснительно соблюдайте следующие требования:

  • лежите на полу лицом вниз подальше от окон и дверей, не на прямой линии от оконных и дверных проемов, голову закройте руками и не двигайтесь;
  • преступники во время штурма нередко стремятся спрятаться среди заложников, поэтому в момент штурма не берите в руки оружие преступников;
  • ни в коем случае не бегите навстречу работникам спецслужб или от них, так как Вас могут принять за преступников;
  • если есть возможность, держитесь подальше от террористов, а также от проемов дверей и окон;
  • в случае если преступники выводят заложников вместе с собой, сотрудники полиции всем приказывают держать руки за головой. Не следует этим возмущаться, делать резкие движения. Пока не пройдет процедура опознания, меры предосторожности необходимы.

4.2.3. При получении информации об эвакуации

  • получив от сотрудников правоохранительных органов сообщение о на­чале эвакуации, необходимо соблюдать спокойствие и постараться четко, без спешки и суеты, организованно выполнять их указания.
  • если сообщение об эвакуации поступило в момент пребывания в учеб­ном заведении (на рабочем месте):
  • быстро собрать учебники и необходимые принадлежности, докумен­ты, деньги и ценности в сумку, одеться;
  • помочь замешкавшимся сверстникам (коллегам);
  • вместе с преподавателем (представителем администрации) организовано выйти на улицу;
  • держаться дальше от здания;
  • не разбегаться, никуда не уходить без разрешения старших (ответственных лиц), быть все время на виду, держаться своего класса (учеб­ной группы, сотрудников), т. к. безвестное отсутствие кого-либо из членов коллектива может привести массовой истерии и панике;
  • провести перекличку учащихся (студентов, сотрудников) с целью установления отсутствующих;
  • при наличии отсутствующих из числа лиц, которые на момент получения сообщения об эвакуации находились в здании, немедленно со­общить об этом сотрудникам полиции и администрации учреждения;
  • ждать дальнейших указаний.
  1. При возникновении иных чрезвычайных ситуаций
  • сообщите руководителю, иному ответственному лицу на объекте о возникновении чрезвычайной ситуации, по их указанию или самостоятельно сообщите в единую службу спасения «01» или «112» с указанием наименования объекта и его адреса;
  • при необходимости примите меры к выводу людей с объекта, согласно плана эвакуации.

Примечание: на основании Типовой инструкции руководителю объекта УТО рекомендуется совместно с правоохранительными органами и ДЧС разработать инструкции и планы действий для персонала на случай возникновения различных чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей конкретного объекта.

 

 Просмотр и скачать оригинал